Анализ социологического опроса населения
по качеству и достаточности предоставления бюджетных услуг
в МБУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Грачевского района» (апрель 2016г.)
Основным методом социологического опроса было выбрано анкетирование.
Инструментарий исследования – анкета, состоявшая из 20 вопросов, построенных как закрытые – анкетный вопрос, на который респонденту были предложены готовые варианты ответов, так и открытые, где респонденты должны были сформулировать самостоятельно и записать ответ на специально отведенном для этого месте.
Анкета заполнялась непосредственно во время посещения библиотек. Анкета включает вопросы о социальном статусе респондента; об информированности о работе библиотек и предоставлении информационных услуг; о том, как респондент оценивает качество и достаточность предоставления бюджетных услуг.
Основная цель социологического опроса
- получение информации о качестве и достаточности предоставления бюджетных услуг;
- изучение мнения об эффективности предоставляемых услуг, доступности цен на оказываемые услуги, о совершенствовании их дальнейшего развития; об уровне и перспективах развития библиотечного обслуживания.
В исследовании приняли участие 165 респондентов, в том числе:
- Грачевская районная библиотека -19
- Грачевская районная детская библиотека -14
- Сельские библиотеки -132
Из общего количества опрошенных: 136 женщин (82%) и 29 мужчин (18%).
По социальному статусу основная часть респондентов составили работающие -78 человек (47%), пенсионеры и инвалиды – 35 (21%), учащиеся-32 (19%), безработные – 12 (7 %). Самой малочисленной группой стали студенты- 4 человека (2%).
Впервые обратились в библиотеку 7 человек (4%), повторно – 5 (3 %), 153 респондента (92%) библиотеку посещают постоянно. Информированы о работе библиотек и порядке предоставления услуг все хорошо.
Преимущественное большинство респондентов активно посещают библиотеку. Эти данные, в том числе косвенно, отражают и степень удовлетворенности библиотечными услугами.
Уровень комфортности пребывания в организации по 5-ти бальной шкале оценили:
2 бал. – 1 чел. (1%)
3 бал. - 2 чел .(1%)
4 бал. – 18 чел. (11%)
5 бал. - 144 чел. (87%)
Стоимость услуг по 5-ти бальной шкале респонденты оценили:
2 бал. – 3 чел. (2%)
3 бал. – 3 чел .(2%)
4 бал. – 11 чел. (7%)
5 бал. - 57 чел. (35%)
40 чел (24%) опрошенных стоимость услуг не оценили.
Стоимость дополнительных услуг (ксерокопирование, заказ книги в другой библиотеке, информирование о возврате нужной книги, возможность отложить книгу, соответствие качеству услуги) по 7-ми бальной шкале респонденты оценили:
3 бал. – 1 чел. (1%)
4 бал. – 2 чел .(1%)
5 бал. –30 чел. (18%)
6 бал. - 13 чел. 7%)
7 бал. - 95 чел (57%)
24 чел (15%) опрошенных стоимость услуг не оценили.
Обеспечение безопасности (охрана, техника безопасности, средства защиты и прочее) по 5-ти бальной шкале респонденты оценили:
2 бал. – 2 чел. (1%)
3 бал. – 3 чел .(2%)
4 бал. – 14 чел. (7%)
5 бал. - 131чел. (79%)
15 чел (9%) опрошенных стоимость услуг не оценили.
Следующие три вопроса касались времени ожидания предоставления услуги. Транспортную и пешую доступность организации культуры по 5-ти бальной шкале респонденты оценили:
2 бал. – 2 чел. (1%)
3 бал. – 1 чел .(1%)
4 бал. – 12 чел. (7%)
5 бал. - 118чел. (72%).
Удобство графика работы организации культуры отметили 93 % респондентов. 5% - в сельских филиалах не достаточно удобный график работы, 2% - не ответили на вопрос.
Простота/удобство поиска необходимого издания в библиотеке оценивалась по 7-ми бальной шкале:
3 бал. – 1 чел. (1%)
4 бал. – 1 чел .(1%)
5 бал. –35 чел. (21%)
6 бал. - 15 чел. 7%)
7 бал. - 113 чел (68%)
Доброжелательность, вежливость и компетентность персонала оценивалась по 8-ми бальной шкале:
5 бал. –4 чел. (2%)
7 бал. - 9 чел. (5%)
8 бал. – 152 чел (92%)
Следующий блок вопросов касался удовлетворенности качеством оказания услуг. Уровень удовлетворенности качеством оказания услуг организации культуры в целом оценивалась по 11-бальной шкале. 74 % респондентов (122 чел) поставили высший балл. 20% (34 чел) оценили в 10 баллов. И по 2 % оценили уровень в 5, 8 и 9 баллов.
Материально-техническое обеспечение библиотек оценивалось по 6-ти бальной шкале. Здесь мнения разделились. Если в центральной районной библиотеке почти все опрашиваемые поставили 5 и 6 баллов, то в сельских библиотеках читатели оценили материально-техническую базу не достаточно высоко. Общая картина такова:
1 бал. – 6 чел. (4%)
2 бал. – 2 чел. (1%)
3 бал. – 11 чел .(7%)
4 бал. – 22 чел. (13%)
5 бал. - 50чел. (30%)
6 бал. – 74 чел.(45%)
Наличие литературы, пользующейся спросом, оценивалась по 7-ми бальной шкале:
1 бал. – 1 чел. (1%)
2 бал. – 1 чел. (1%)
3 бал. – 6 чел (4%)
4 бал. – 14 чел. (8%)
5 бал. - 17чел. (29%)
6 бал. – 41 чел.(25%)
7 бал. – 72 чел. (43%)
Менее половины респондентов -43%, оценили наличие литературы, пользующейся спросом на 7 баллов, остальные отметили её недостаток.
Несмотря на некоторые проблемы 100% опрашиваемых, все-таки советуют посетить библиотеку своим родственникам и знакомым.
На вопрос, что не устраивает Вас в нашей библиотеке - 1 % опрашиваемых отметили плохое отражение фондов, 1% - плохие условия для работы читателей, в сельских филиалах, 1 %- недостаток помощи со стороны сотрудников, что объясняется тем, что работники только приняты на место библиотекаря, 3% респондентов отметили малый ассортимент книг для детей и подростков. и 37%- нет нужных книг в библиотеке.
В Александровском филиале отметили плохое освещение, в Покровском- аварийное крыльцо и отсутствие пандуса.
По улучшению качества предоставляемых услуг респонденты высказали предложения: 27% -увеличить подписку журналов и газет, 26% - обновить фонд, 12%- подключить интернет в сельские библиотеки, 3% респондентов высказали пожелания обновить мебель в библиотеке, расширить пространство (в Ероховском и В-Игнашкинскомс/ф), 4% опрашиваемых - поставить компьютер для читателей и создать возможность пользоваться интернетом читателям.
Подводя общий итог анализа социологического опроса, можно отметить следующее:
У пользователей сложился положительный образ библиотеки, для большинства респондентов библиотеки играют важную роль и как источник информации, и как центр общения.
Итоги опроса подтверждают, что библиотеке необходимо заострить внимание на решении следующих задач:
- улучшение материально-технической базы библиотеки;
- обновление интерьера и оборудования; создание современного дизайна;
- совершенствование маркетинговых технологий продвижения услуг;
- расширение спектра информационных услуг с применением новых информационных технологий;
- расширение ассортимента подписных изданий в библиотеках;
- обновление фондов библиотек.
Зав. методико-библиографическим отделом Нагаева А.В.
|